Все же учили возрастную психологию, да? Знаете про то, что есть возрастные кризисы и задачи развития, все такое.
Когда перед ребенком встает новая задача, он сталкивается с кризисом. И ему нужно опереться на взрослого, чтобы суметь справиться с ситуацией.
Взрослый может сделать две ошибки:
1) Начать требовать непременной самостоятельности. Да еще и результат какой-нибудь выдающийся. Короче, давить на дитё.
2) Начать жалеть, чрезмерно помогать, опекать, "делать вместо" и т.д.
В первом случае, ребенок теряет инициативу, впадает в перфекционизм и все такое. Может быть, он и осваивает навык (даже слишком хорошо), но это не приносит ему радости и ребенок оказывается невротизирован в этом месте.
Во втором случае, ребенок не осваивает навык. Имеет все шансы. Зато он осваивает другие навыки и задачи. Например, поиск партнера, который будет делать что-то за него и тащить его ответственность. Все понятно.
Оптимальный выход - это дать поддержку и помощь. Но не "залюбить", правильно? На начальных этапах, или где страшно, где высокая важность, может потребоваться больше опоры на взрослого.
На более поздних этапах освоения нового, участие взрослого должно снижаться. Он уходит на задний план. Происходит сепарация.
Ладненько, с детьми в кратце так.
Теперь о клиентах. Одна из задач терапии, в общем виде - помощь во взрослении. Мы помогаем клиенту стать более взрослым, чем он пришел. Взять ответственность и все дела.
Именно поэтому мы не даем советов, да? Чтобы не инфантилизировать клиента. Чтобы поддерживать процесс его взросления, опоры на себя и сепарации.
Инфантильный клиент - это клиент, который ведет себя как ребенок. И ощущает себя скорее ребенком, да?
Так почему правила игры меняются? Когда мы говорим о взаимодействии с ребенком, там вроде бы все понятно и мы видим полюса. А когда о клиенте - не видим и жестко следуем принципам "нельзя давать советы клиенту", например?
Да, у этого есть недостатки. И на советах терапию выстроить невозможно. Это будет "залюбливание" и самолюбование терапевта.
Но согласитесь, ребенку иногда нужен тупо совет. И именно он даст возможность наиболее эффективного развития. Так может, с клиентами тоже так бывает?