Если вы слышите, что клиент говорит "не могу" что-то сделать - насторожитесь. Вероятно, имеет смысл уточнить: не можешь или не хочешь? Может, хочешь, но не согласен на последствия? Может, хочешь, но нельзя?
Говоря "не могу", клиент ставит себя в позицию бессильной жертвы обстоятельств.
Говоря "я хочу" или "я не хочу", "я выбираю", "я согласен на...", "я не согласен на..." клиент смотрит реальности в лицо. И честен с собой. И может обнаружить, что не так уж он бессилен, как казалось раньше.
"Я не могу сказать нет" превращается в "Я принимаю решение сказать да, хотя хотел сказать нет", например.
Согласитесь, во втором случае не читается ноющее бессилие и беспомощность.
"Я не могу признаться что соврал" превращается в "Я не хочу признаваться, что соврал", что, конечно, гораздо честнее.
И так далее.
Это полезный практический прием. Опытный психолог слышит "я не могу" и реагирует автоматически. Конечно, для этого он должен сначала научиться замечать эти "не могу" у себя.