Психолог-практик

Психолог-практик

Грабли для 80% психологов

Прочитайте этот текст до конца и убережетесь от граблей, на которые наступает 80% психологов-новичков.

Ситуация: к вам приходит девушка, которая жалуется на сложную ситуацию с молодым человеком. Они недавно поругались, он обижается. На горизонте есть соперница. Подруга не поддерживает. На работе лишили премии и грозят увольнением. С квартиры пришлось съехать, пока живет у подруги.

Загляните в себя. Что первое возникло в вашей голове? Попытки понять как можно действовать, чтобы эффективно разрешить эту проблемную ситуацию? Какие-то стратегии? Идеи поговорить с кем-то, куда-то обратиться? Планы действий и возможные мотивы участников драмы?

Если да, то возможно, вы попадете в ловушку с реальным клиентом и не сможете эффективно ему помочь.

Дело в том, что вы начинаете искать пути к благоприятному исходу. И это - ошибка.

Смотрите. Во-первых, вы не знаете какой исход - благоприятен для клиента. Это ваши догадки. Ваши проекции. И скорее всего, вы просто "поставили себя на место клиента" и думаете так, как делали бы вы.

Чувствуете, пахнуло пельменями? Это запах кухни. Кухонной психологии. Это уже из разряда "Мой жизненный опыт подсказывает, что...", что крайне далеко от нормальной психотерапии.

Но есть и более тонкий момент. Вы ищете ПУТИ к этому исходу. То есть, вы продумываете возможные действия, которые нужно совершить, слова, которые нужно сказать, чтобы проблема разрешилась.

Напомню, что вы - не ваш клиент. Она - самостоятельная девушка, которая сама решает что ей делать. Что-то из того, что для вас легко, для нее просто недоступно. А что-то, что сработает у вас, у нее - нет. Более того, это просто антитерапевтично - снимать ответственность за действия и последствия с клиента. Клиент сам в ситуации оказался и должен сам найти выход, при помощи своих собственных решений. Не уподобляйтесь мамам с детьми, ей богу.

Ну и в конце-концов, кто сказал, что всегда есть какой-то способ действия, который приведет к благоприятному исходу?

Благоприятный исход - это приятно (удивительно). Но жизнь зачастую сталкивает с необходимостью прожить и неприятные эпизоды, когда ничего не получается.

Кроме того, не забывайте, что вы погрузились в проблему клиента (и взяли ее тяжесть на себя) со слов самого клиента. Который, напомню, находится в тупике.

То есть, клиент пришел к вам, показал вам тупик, вы в него влезли и, скорее всего, будете в нем оставаться.

Ладно, понятно что делать не надо (надеюсь). А что надо?

Психолог не работает с проблемой. Психолог работает с человеком. Да, в контексте каких-то проблем, но с человеком.

Нужно исследовать реакции самого человека, его желания, его процессы. Что он делает, как он это делает? Как он принимает решения? Какие потребности он пытается удовлетворить? Что именно цепляет в проблемной ситуации?

Мы интересуемся самим человеком и тем самым стимулируем его перевести внимание с проблемы на себя, на собственное внутреннее состояние, эмоции, желания и внутренние конфликты.

А дальше мы помогаем ему разобраться в этом всем, чтобы было возможно более эффективно принимать решения в контексте проблемы.

Мы не интересуемся проблемой и решениями. Мы интересуемся клиентом и оставляем ему право самостоятельно искать выход, совершать действия и получать результаты. Радоваться своим (!) победам, сталкиваться со своими (!) ограничениями и оплакивать свои (!) потери.

Все это - одна из базовых основ того, что я называю "бытность терапевтом". То есть, понимание и выработка в себе способности занимать определенную позицию по отношению к клиенту.

Именно прокачке навыка "быть терапевтом" посвящена вся первая ступень моего курса "Психолог-практик". Мы подробно разбираем основы. И это, поверьте, снимает много вопросов и проблем.

Обычно результат первой ступени - это фразы вроде "Стало гораздо меньше тревоги, появилась уверенность и желание работать с клиентами".

Кстати, открыт набор в новый поток. Если интересно - оставьте заявку, я с вами свяжусь и отвечу на все вопросы.